Сканирование фотопленки фотоаппаратом. Как оцифровать аналоговые фотографии: 4 способа

Оцифровка с помощью цифровой камеры фото, снятых на пленку

Превращать пленочные фотоархивы в цифровые либо оцифровывать отдельные негативы / позитивы лучше с помощью особых пленочных сканеров. Но ежели стОящих схожей процедуры снимков не так уж и много и цель не создание выставочных, а только возвращение к жизни (на экран компа либо телевизора) памятных фото, то исследовать можно и с помощью цифровой камеры. Конструкция

Описываемая в статье система оцифровки была изготовлена из камеры Canon PowerShot G9, переходника для крепления насадок и светофильтров, системы крепления светофильтров Cokin и самодельного «слайд-модуля». Комплекты, подобные Cokin, выпускаются и под камеры, для которых не предусмотрена возможность установки насадок на объектив (они крепятся к штативному гнезду), что дозволяет перевоплотить в пленочный сканер даже такие камеры.

Так как система «камера-сканер» малогабаритна, она комфортна для «выездной» работы. Мне хотелось «укомплектовать» ее так, чтоб слайд-фильм из старенькых пленок можно было сделать с помощью легкого ноутбука либо нетбука. То есть, снимать в JPEG и практически не обрабатывать.

На фото в начале статьи изображена «камера — сканер». Мысль проста — приспособление для макросъемки пленки. Задачки, которые нужно решить, чтоб итог был хорошим:
обеспечить четкое и твердое крепление пленки в плоскости фокусировки, перпендикулярной оптической оси объектива;
умеренно подсветить пленку;
обработать цифровые снимки, преобразовать негативы в позитивы.

«Сканер»

Своими руками необходимо сделать не много: держатель для пленки и твердую рамку, в которой этот держатель будет «скользить» («слайд-модуль»). Рамка устанавливается в держатель фильтров Cokin. Детали можно сделать и из плотного темного картона, но он не обеспечит нужной жесткости. Потому употреблялся темный пластик.

Держатель пленки (материал — пластик от папки-скоросшивателя).

Держатель пленки установлен в рамку. Рамка сделана из 2-ух практически схожих деталей (пластин с кадровым окном, материал — пластик шириной ~ 1 мм), склеенных совместно так, чтоб держатель пленки (вместе с пленкой) мог передвигаться снутри данной нам рамки. Для этого в местах клейки меж пластинами прокладываются тонкие полосы пластика (2-3 полосы из того же материала, из которого изготовлен держатель пленки).

Размеры держателя пленки и рамки подобраны так, чтоб держатель пленки мог передвигаться в 2-ух перпендикулярных направлениях в плоскости фокусировки. Это дозволяет, при необходимости, помещать в центр кадра различные области пленки, что может понадобится при установке баланса белоснежного и экспозиции по увеличенному участку снимка на пленке.

Если необходимо оцифровать не пленку в отрезке, а в рамке, то закрепить ее можно с помощью канцелярской резинки:

«Сканер» в разобранном виде.

Подсветка

Подсветить пленку для пересъемки можно различными методами. Ежели есть просмотровой столик — с его помощью. Можно прикрепить молочный пластик к окну либо установить его меж лампой и камерой. Иная кандидатура — применять вспышку, освещающую белоснежную стенку — отраженным светом будет подсвечена пленка. Ежели вспышка камеры находится очень близко к объективу, как у Canon G9, можно снимать с наружной вспышкой.

Настройки камеры

На фото в начале статьи «слайд-сканер» установлен не верно — конкретно на просмотровой столик. При пересъемке расстояние меж поверхностью источника света и пленкой обязано быть довольно огромным, чтоб матирование и недостатки поверхности источника света не были приметны на фото. Диафрагму необходимо подобрать таковой, чтоб глубины резкости хватало для неровной пленки, но и не на столько малой, чтоб на снимке были приметны детали поверхности источника света.

Как правило, у малогабаритных камер больший масштаб съемки возможен при наименьшем фокусном расстоянии. При этом, может быть, изображение будет искажено. Лучше уменьшить масштаб съемки и снимать на наиболее длинноватых фокусных расстояниях. В этом случае придется наращивать дистанцию меж камерой и пленкой до той, при которой возможна фокусировка. В собственной конструкции я употреблял для удлинения конструкции оправы от светофильтров.

Читайте также  Как обновить драйвера на процессор intel. Как обновить драйверы Intel

Фокусировка — автоматическая, макрорежим. Ежели у камеры есть стабилизатор, его непременно нужно отключить (он работает относительно неподвижного объекта съемки, а ежели этот объект закрепить на объектив, то стабилизатор будет делать обратное действие — «сотрясать» камеру).

Экспозиция — автоматическая, матричный застыл. По гистограмме либо снимку можно судить о ошибке и вносить поправки. Ежели динамического спектра камеры не хватает для пленки, можно снимать в режиме эксповилки и «складывать» конечное изображение из пары файлов.

Баланс белоснежного — автоматический. Какая разница камере, что снимать настоящий объект либо его изображение на пленке, даже негативной? Ежели автобаланс отлично работает для настоящих сюжетов, то и с пленкой он управится. Ошибка в настройке баланса белоснежного может привести к потере деталей в одном из цветных каналов, что видно по последующей иллюстрации (красный канал, верхний фрагмент). Это не критично при съемке в RAW, но для JPEG «восстановить» света либо тени будет нереально.

Гистограммы для каналов RGB снимков цветного негатива, приобретенные при различных установках баланса белоснежного в камере. Верхний снимок — баланс белоснежного ручной, по источнику освещения. Средний — автобаланс белоснежного. Нижний — баланс белоснежного ручной по увеличенному фрагменту пленки, на которой снята сероватая карта (при ручной установке баланса белоснежного фокусировка не неотклонима, потому можно наращивать фрагмент).

Разрешение

Фрагмент 1:1, черно-белый негатив.

Разрешающая способность «сканера» определяется разрешающей способностью камеры и точностью фокусировки. Соответствующая для цифровой камеры величина разрешения ~0,7 полосы на пиксель. Для камеры с 12 Мп матрицей и длинноватой стороной в 4000 пикселей получим разрешение 2800 линий на длинноватую сторону кадра. Длинноватая сторона кадра для 35 мм пленки, приблизительно, 1,5 д и разрешение «сканера» составит ~1800 линий/дюйм. С Canon G9 фактически можно получить ~1700 линий на дюйм. Так как макрорежим данной для нас камеры не чрезвычайно эффективен, на снимке поле кадра пленки занимает, приблизительно, 3/4 (по длинноватой стороне) и практическое разрешение оказывается меньше ~ 1300 линий / дюйм. Этого полностью довольно для слайд-шоу и печати до, приблизительно, 13×18 см.Обработка

Идеальный вариант, ежели в камере можно применить к изображению инверсию (негатив-позитив) и кадрирование. Угадав либо верно настроив баланс белоснежного, можно опосля инверсии получать готовую фотографию. К огорчению, у Canon G9 функции «негатив» нет.

CHDK (подробнее в статьях CHDK RAW DEVELOPER — CHDK проявитель необработанных файлов CHDK-RAW и CHDK и Canon PowerShot G9) дозволяет использовать к снимкам при съемке кривые обработки, в частности, инверсии:

Простая кривая инверсии (без учета цветной маски негатива), которую можно выстроить в CurveUpdate (ссылку на програмку можно отыскать на веб-сайте CHDK ).

Результат внедрения кривой инверсии при пересъемке негатива. Слева при применении «простой» кривой. Справа — обработка «сложной» кривой с различным показателями палитры для каналов RGB.

Фрагмент 1:1. Приметны «битые пиксели».

Работа с кривыми в CHDK для камеры Canon G9 пока не доведена до того уровня, который бы дозволил получать неплохой итог без существенных издержек времени и сил. Наиболее того, при «применении кривых» в Canon PowerShot G9 до сих пор мне не удалось решить делему «битых пикселей».

Если в камере отменно перевоплотить снимок негатива в фотографию не выходит, приходится заниматься обработкой на компе. Лучше всего переснимать негативы в RAW и обрабатывать их в особых програмках. Но для «мобильной» технологии это непростая задачка. Чтоб решить ее на «легком» ноутбуке для обработки JPEG снимков (хотя можно и RAW) я использую програмку FastStone Image Viewer.

Программа бесплатная, имеет мобильные версии (что дозволяет работать на чужом компьютере), проста и эффективна. К тому же, хорошо обрабатывает RAW в «автоматическом» режиме и имеет режим просмотра слайд-шоу с музыкальным сопровождением.

Меню обработки изображения в FastStone Image Viewer. Для полного счастья не хватает «пипетки баланса белого» и простых кривых.

Меню улучшения цвета (Enhance Color) в FastStone Image Viewer.

Поворот и кадрирование в FastStone Image Viewer.

Результат преобразования снимка цветного негатива с помощью FastStone Image Viewer (баланс белоснежного при съемке устанавливался по зоне сероватой карты на снимке).

Результат преобразования снимка цветного негатива с помощью графического редактора.

Фрагмент 1:1 снимка негатива.

При пересъемке цветных негативов и их обработке без специального графического редактора обойтись тяжело. В случае пересъемки черно-белых негативов неплохой итог получить проще: установить в камере при съемке автобаланс белоснежного, применить в FastStone Image Viewer либо в самой камере (если таковая возможность есть) инверсию и подправить контраст (гамму, яркость, контраст в FastStone Image Viewer).

Миниатюры снимка черно-белого негатива (слева) и обработанного снимка (инверсия+контраст, справа).

Читайте также  Чем промыть печатающую головку epson. Как и чем почистить принтер Epson?

Способы оцифровки фотопленок

Спор меж сторонниками цифровой и аналоговой фото фактически бесконечен. Но то, что хранение фото на дисках и флешках, в «облаках» удобнее и практичнее, вряд ли кто-то станет оговаривать. И поэтому принципиально знать главные методы оцифровки фотопленок, их аспекты и тонкости.

Как оцифровать с помощью сканера?

С самого начала стоит указать — оцифровка фотопленок в домашних критериях полностью доступна даже для непрофессионалов. Разумно начать разбор данной нам темы со сканирования аналоговых изображений. Для решения схожей задачки традиционно советуют использовать особенные маленькие сканеры. Они работают сравнимо быстро и гарантируют солидное качество съемки. Эксперты рекомендуют до этого всего Dimage Scan Dual IV, MDFC-1400.

Но совсем не непременно брать настолько дорогие модели во всех вариантах. Оцифровка на обыкновенном сканере может отдать не худшие результаты.

Некоторые версии даже имеют особенное отделение для фиксации фотопленки. Такая функция есть в продвинутых сканерах Epson и Canon. Пленки закрепляют в держателе, сканируют, а опосля этого сохраняют негатив на комп и проводят постобработку.

Но здесь стоит сделать еще одно отступление — а конкретно указать, что работать приходится с довольно различными пленками. Положительное изображение, либо сокращенно позитив, передает цвета и цвета очень реалистично, в естественной политре. Подавляющее большая часть фотоизображений на пленке, но, представляет цветной негатив. Затененные в действительности участки будут переданы с осветлением, а те места, которые на негативе темны, в действительности очень отлично освещены. Время от времени приходится встречать и черно-белые негативы на базе обычных соединений серебра.

Качественно оцифровать всякую фотопленку своими руками можно, воспользовавшись планшетным оборудованием. Очевидно, ежели сканер имеет функцию работы с фотоматериалами. В итоге просвечивания кадров на воспринимающий элемент попадает отраженный свет. Преобразование приобретенных сигналов в цифровой вид происходит сравнимо просто.

Однако задачи доставляет стеклянная поверхность. Она не будет рассеивать световые лучи, а станет их беспрепятственно пропускать. В итоге контрастность цифровой рисунки приметно снижается. Кандидатуру представляют слайд-сканеры закрытого выполнения – пленка в таковых системах прочно удерживается в рамке. Она дальше входит вовнутрь сканера, где просвечиванию ничего не мешает.

Часть моделей даже оборудуют антиньютоновскими стеклами.

Суть их проста. Когда соприкасаются не безупречные по степени выравнивания прозрачные поверхности, стыкующиеся участки провоцируют интерференцию света. В «лабораторных» критериях на фотопленке она проявляется радужными кольцами концентрической формы. Но при настоящих съемках на форму и величину таковых участков влияет большущее количество причин, и поэтому они могут смотреться чрезвычайно необычно.

Правда, фотографы не в восторге от таковой «игры света». И рамки для сканирования тоже решают делему только отчасти. Они не сумеют выровнять поверхность на 100%. И поэтому как раз необходимо антиньютоновское стекло, которое дозволит отчасти восполнить интерференционные преломления. Но самый наилучший итог, судя по отзывам, дает применение тонкоматированных стекол.

Возвращаясь к главной теме, непременно стоит упомянуть и возможность использования псевдобарабанных сканеров. Фотопленка туда кладется не прямо, а дугообразно. Особый изгиб помогает устранить неоднородную резкость снимков. Принципиальным побочным эффектом оказывается, кстати, и увеличение четкости рисунки в целом. Непревзойденно подойдет для размытых и изготовленных в критериях нехороший освещенности фотографий.

В барабанных фотографических сканерах используют самые чувствительные к световому сгустку фотоэлементы. Оригинальные изображения закрепляют на особенном цилиндре (барабане). Они располагаются снаружи, но просвечиваются опосля прокручивания снутри. Работа будет происходить быстро, и можно получить резкий, точный кадр при малых усилиях.

Читайте также  Как сделать загрузку с флешки через биос. Настраиваем BIOS для загрузки с флешки

Однако техно сложность сильно увеличивает стоимость барабанных сканеров и наращивает их размеры, поэтому таковая техника чуть ли годится для домашнего использования.

Радикальный метод экономии — внедрение «обычных» (неспециализированных) сканеров. Для этого придется мало поработать руками. Берут лист картона А4 с серебристой стороной. Рисуют шаблон для грядущего отражателя, потом разрезают заготовку и складывают серебристой гранью вовнутрь. Опосля высыхания «клина» с одной открытой стороной можно сходу начинать его использовать.

Как верно переснять с помощью фотоаппарата?

К огорчению, сканирование может быть не постоянно. Ведь воспользоваться домашним или рабочим сканером могут сравнимо немногие люди. Это не означает, что необходимо смириться, кинуть все и отложить старенькые фото до лучшего момента. Их полностью можно перевести в цифровой формат методом пересъемки. Схожая задачка разрешается как при помощи наружной камеры, так и с внедрением смартфонов.

Разумеется, не каждый телефон подойдет. Лучше выбирать модели с очень высочайшим разрешением, по другому рассчитывать на точные фото не приходится. Перед съемками рекомендуется отключать вспышку и выставлять очень вероятное разрешение. В качестве подсветки используют:

  • настольные лампы;
  • электрические фонари;
  • фары каров и мотоциклов;
  • экраны ноутбуков либо мониторы компов (которые выставляют на очень возможную яркость).

Чтобы перенести самому изображение на комп с пленочного негатива, необходимо употреблять фотоаппарат с режимом макросъемки.

Это дозволит прирастить разрешение кадра. Важно: перефотографирование стоит проводить на белоснежном фоне, а опосля этого — скорректировать приобретенное изображение при помощи особых программ. Часть моделей камер уже имеет спец насадки на объектив, поэтому особенной необходимости «растягивать простыни» и делать что-то еще схожее нет.

Цилиндрическую насадку полностью можно сделать и самостоятельно. Для данной нам цели берут цилиндр, поперечник которого чуток больше сечения объектива. Употребляют консервные, чайные, кофейные и тому подобные железные банки. Время от времени используют даже тару для рыбьего корма. На одной стороне цилиндра крепится отрез картона или пластмассы. В таковой «площадке» (термин фотографов) прорезают отверстие точно по размеру кадров (чаще всего 35 мм).

Нанизывать цилиндр на объектив необходимо иной стороной. Фотоаппарат на штативе ставят точно перед источником света. Никаких остальных источников быть не обязано, неотклонима абсолютная темнота. Фотопленку ставят на определенном расстоянии от светильника (но не наиболее 0,15 м). Это дозволит гарантировать рациональные условия для пересъемки цветных и черно-белых кадров, а также исключить тепловое действие осветительных приборов.

Остальные способы

Альтернативное решение понадобится для тех, кто может копировать пленку лишь на мобильный телефон. Для работы понадобятся:

  • коробочка без крышки (размер приблизительно 0,2х0,15 м);
  • ножницы;
  • нож для канцелярских работ;
  • кусок узкой пластмассы с белоснежной или матовой поверхностью;
  • два листочка картона (чуть крупнее днища коробочки);
  • линейка ученическая;
  • карандаш хоть какой твердости;
  • мелкая лампа настольная либо карманный фонарь.

По линейке определяют длину и ширину кадра на фотопленке. В центре 1-го из картонных листов вырезают соответственный прямоугольник, потом повторяют эту функцию с иным листом.

На краях получившегося «окошка» отступают 0,01 м и делают надрезы, длина которых чуток больше ширины проема.

Отступают вновь 0,01 м и снова делают разрез. Так же два раза делают с иной стороны отверстия. Позже берутся за пластик, чтоб приготовить рассеиватель светового потока. Пластмассовая лента обязана по ширине совпадать с надрезами. Ее длина – приблизительно 0,08-0,1 м.

Сначала ленту вводят в наиблежайшие к окошку разрезы. Точно в эти надрезы, над лентой, заводят фотопленку. Когда со стола убрано все избыточное, вовнутрь коробки вставляют фонарик. На коробку с включенным фонариком надевают всю ранее сделанную заготовку.

Второй лист картона кладут чрезвычайно аккуратненько, совмещая окошки. Иначе камера будет забиваться излишним светом. Выбрав пригодный кадр, нужно переключить фотоаппарат в режим макросъемки. Изображения получают в нехорошем изображении. Предстоящая работа происходит уже с помощью специального программного обеспечения.

Оставьте комментарий