Как поставить знаки препинания правильно. 10 основных случаев постановки запятых: примеры из цитат. Часть 2

Содержание

Как научиться ставить знаки препинания: авторская методика для учеников, репетиторов и родителей

Как поставить знаки препинания правильно. 10 основных случаев постановки запятых: примеры из цитат. Часть 2

Как научиться ставить знаки препинания: авторская методика для учеников, репетиторов и родителей

Обычно, когда молвят, что человек пишет неграмотно, с ошибками, имеют в виду до этого всего ошибки в написании слов (орфографические). о ошибках «на запятые» задумываются почему-либо меньше, а напрасно. Когда я работала педагогом в педагогическом институте, мне приходилось принимать вступительные экзамены на факультет российского языка и литературы, в том числе и инспектировать сочинения. Так вот в этих сочинениях будущих филологов ошибки в постановке символов препинания (пунктуационные) существенно превосходили по количеству все другие.

Причин тому много, остановлюсь пока на одной.

В школьной програмке темы по синтаксису и пунктуации изучаются в исходной и основной школе, причём с огромным перерывом. Ученики 5–7 классов по сущности в течение трёх лет пользуются теми умениями по синтаксису и пунктуации, которые заполучили в исходной школе. А как быть, ежели тема была пропущена либо недостаточно отлично усвоена? Что делать, ежели умения грамотной постановки символов препинания не развивались в подходящем объёме? Ответы на эти вопросцы даёт предлагаемая авторская методика развития пунктуационной грамотности.

Методика рассчитана на учащихся 3–4 классов, которые изучают данные темы; на учеников 5–7 классов, которым необходимо улучшать свои пунктуационные умения; эту технологию могут освоить предки, которые желают посодействовать своим детям; с опорой на неё учителя исходной и основной школы могут организовать в классе самостоятельную либо групповую работу учащихся. Универсальность методики в том, что её можно использовать, занимаясь совсем без помощи других в классе либо дома, с учителем в классе (индивидуально, фронтально, в парах, в группах), дома с родителями.

Данная методика развивает умения осознанно отыскивать в предложениях точки внедрения пунктуационных правил, верно выбирать знаки препинания и разъяснять собственный выбор, созидать и исправлять ошибки. Не считая того, она дозволяет понять значимость познаний и умений по синтаксису (то есть познаний о предложении и умений его анализировать) для освоения пунктуации, учит заниматься без помощи других, хорошо организовывать свою учебную деятельность: поочередно осваивать тему по шагам, планировать свою деятельность и действовать по плану, инспектировать себя, оценивать результаты работы; развивает умение читать тексты пунктуационных правил изучающим чтением, запоминать и использовать правила.

Технологически методика представляет собой развёрнутый алгоритм: 10 шагов, которые необходимо поочередно пройти, осваивая каждую тему. Эти 10 шагов по сущности те же, что и при обучении орфографии, методика в этом смысле всепригодна, но учитывает специфику орфографии и пунктуации.

Читайте также  Как в excel создать список в ячейке. Выпадающий список в Excel с помощью инструментов или макросов

Шаг 1. Входная диагностика. Ученику предлагаются задания, для выполнения которых необходимы умения, базисные для данной темы. С помощью самопроверки и анализа результатов ученик осознаёт, как он готов к освоению темы, ежели она для него новенькая, и свои заслуги и пробелы в познаниях и умениях, ежели он эту тему уже изучал.

Шаг 2. Ученик читает, анализирует и запоминает либо повторяет главные понятия, которые необходимы для исследования темы.

Шаг 3. Ученик читает текст пунктуационного правила изучающим чтением. При этом он поочередно осваивает приёмы данного вида чтения (в том числе обучается без помощи других задавать вопросцы к смысловым частям текста, как и при чтении правил по орфографии). В ходе таковой работы происходит не лишь глубочайшее осмысление текстовой инфы, но и запоминание правила. Поочередно записав вопросцы, ученик получает план текста – опору для воспроизведения и запоминания правила. Выходит, что, занимаясь правописанием, ребёнок попутно обучается составлять план и осознаёт значимость этого умения. Таковым образом сразу и приобретаются познания и умения (способы действий), и формируются важные познавательные учебные деяния.

Шаг 4. Ученик знакомится с списком нужных умений по теме. Этот шаг чрезвычайно важен, поэтому что дозволяет ребёнку понять, что и для чего ему предстоит делать, и принять эти деяния, согласиться с ними. В ряду этих умений постоянно будут пунктуационные: умение созидать в предложениях cмысловые отрезки и места постановки символов (точки внедрения правила), выбирать знаки препинания и графически разъяснять собственный выбор, отыскивать и исправлять пунктуационные ошибки. Но в начале списка, как и при обучении орфографии, будут те умения из области синтаксиса, которые являются базисными для освоения данного правила. К примеру, умение отыскивать подлежащее и сказуемое, задавать вопросцы к членам предложения и пр. Ребёнок без помощи других либо совместно со взрослым должен понять, какими умениями он уже обладает, а какие развиты недостаточно, для этого он повторно обращается к результатам входной диагностики, анализирует результаты выполнения заданий 2-го и 3-го шагов. Так определяется объём работы на каждом из следующих шагов.

Шаги 5–9. Поочередно развиваем каждое умение в отдельности с помощью специальной системы упражнений с самопроверкой: поначалу базисные синтаксические умения, потом – пунктуационные (для каждой пунктограммы – собственный метод выбора знака). Для развития каждого умения предлагается система упражнений поначалу на материале предложений и схем предложений, потом текста. Количество нужных упражнений для каждого ребёнка и объём работы на каждом шаге будут различными.

Шаг 10. Итоговая диагностика и самопроверка.

Эта авторская разработка легла в базу сборников всепригодных учебных материалов «Учимся писать без ошибок. Орфография. 3–4 классы» и «Учимся писать без ошибок. Пунктуация. 3–4 классы» (автор Е.В. Бунеева, издательство «Баласс», 2016–2017) Сборник по пунктуации состоит из 2-ух разделов (модулей).

http://catalog.school2100.com/636-uchimsja-pisat-bez-..

Модуль 1. Обучаемся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Модуль 2. Обучаемся ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Читайте также  Как обновить браузер на тв самсунг смарт. Как обновить и установить браузер на телевизоре Самсунг Смарт ТВ

Модули можно учить поочередно либо выбирать лишь тот, который нужен определенному ученику. Самопроверка проводится с помощью ответов и текстов верно выполненных упражнений, которые даны в конце учебного пособия.

Технология дозволяет каждому ученику работать персонально, обдумывать логику и последовательность работы, в своём темпе осваивать базисные умения, ворачиваться при необходимости к уже пройденным шагам, контролировать развитие каждого умения, выбирать нужный объём работы, инспектировать себя на каждом шаге.

10 главных случаев постановки запятых: примеры из цитат. Часть 2

В первой части я уже поведала для вас о трёх правилах постановки запятых. Сейчас я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то выяснит что-то новое для себя!

Итак, где и когда ставится запятая?

4. Запятая постоянно ставится перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют схожую синтаксическую функцию. Меж собой соединены сочинительной либо бессоюзной синтаксической связью.

Однородные члены предложения охарактеризовывают объект с одной стороны.

Красные, жёлтые, синие цветочки украсили луг (цвет).

 

В палисаднике распустились большие красные цветки (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения, меж ними нельзя поставить альянс «и», потому запятую не ставим.

 

♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

 

Любовь — это когда охото петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
                                                                        Фрэнк Синатра

 

6. Запятой разделяются два либо несколько обычных предложений в составе 1-го сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

 

Ненависть не решает никаких заморочек, она лишь создает их.
                                                                        Фрэнк Синатра

 

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она лишь создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).

 

Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу осознать лишь мудрому.
                                                                      Пауло Коэльо «Алхимик»

 

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу осознать лишь мудрому.

Чтобы не ошибиться в постановке символов препинания, постоянно пытайтесь сложное предложение разложить на простые.

 

Важно! Запятая не ставится, ежели у предложений есть общий член либо общее придаточное предложение.

К ночи ливень прекратился и стало тише.

К ночи ливень прекратился.

К ночи стало тише.

К ночи — общий член.

 

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении основное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Читайте также  Как с телефона перевести игру на компьютер. Как передавать игры с телефона на компьютер

Подчинительными союзами (что, чтоб, как, как как будто, так как, поэтому что, чем тем…):

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится снутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

 

Жизнь не всегда дает вторую попытку, подарки, которые она для тебя преподносит, лучше принимать.
                                                    Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»

 

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, ежели есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; поэтому что; заместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; опосля того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

Б. Однако в зависимости от смысла непростой альянс может распадаться на две части: 1-ая заходит в состав главенствующего предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих вариантах запятая ставится лишь перед 2-ой частью сочетания.

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как обязано (как нужно, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два попорядку союза и др.).

9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения

Запятая ставится меж причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова, но и одиночные причастия и прилагательные.

 

Одни только мелкие детки, беспризорные, находятся без призора.
                             Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

 

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты

♦ Ежели деепричастный оборот перевоплотился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.

 

Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).

 

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перебежали в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

 

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

 

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, как будто, точно, как будто, как как будто, что, ежели и др.

Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!


Начало

10 главных правил постановки запятых. Часть 1


 

Это, пожалуй, главные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких вариантах вы чаще всего ошибаетесь?

Светлана Кравцова, корректор, редактор, создатель блога «Грамотно по-русски»

P. S. Эту статью я написала в 2016 году для веб-сайта Mamawriter.ru.

Спасибо!

Оставьте комментарий